Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

Марина Кондрашова: «Все лучшие практики особенной педагогики должны быть организованы в единую систему»

Одним из ключевых направлений своей работы в 2016 году Городской благотворительный Фонд «Наследие иркутских меценатов» объявил создание в Иркутске Центра сопровождения детей с особенностями развития и их семей.

В Иркутске существует немало родительских организаций, занимающиеся с особыми детьми. Они объединяются, чтобы помогать друг другу, обмениваться информацией, вместе проводят праздники, посещают культурные мероприятия. Однако их главная мечта – появление в Иркутске, да и вообще в России системы пожизненного сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Сегодня в нашей стране пока не сложилось единой централизованно управляемой системы сопровождения, регулируемой совершенной нормативно-правовой базой и имеющей всю необходимую инфраструктуру и финансирование. В отдельных городах и регионах создаются центры лечебной педагогики различных форм собственности. Чаще всего в основе этих проектов лежит родительская инициатива, имеются сложности в финансировании. При этом анализ свидетельствует, что самая эффективная форма организации системы реабилитации и сопровождения детей с особенностями развития и их семей является государственно-частное партнерство.

«В Омске реализуется несколько организационных форм работы с особыми детьми: и частная, и государственная. Мы побывали и в Реабилитационном центре «Рассвет» и в Центре обучения детей с особыми образовательными способностями «Золотой ключик»,- говорит Марина Кондрашова, руководитель Фонда «Наследие иркутских меценатов». - Невероятно интересным оказалось для нас знакомство с методикой Бороздина».

«Алексей Иванович Бороздин – педагог, музыкант – разработал уникальную методику обучения с особыми image-25-01-16-11-51-5.jpgребятишками, - рассказывает руководитель Школы Бороздина в г. Омске Елена Толпекина. – В ее основе – не директивный подход, а индивидуальная работа с каждым ребенком. Мы не лечим, мы развиваем. И успех возможен только тогда, когда педагог чувствует своего ученика, когда готов идти за ребенком, а не заставлять его выполнять то, что прописано по программе. Результаты, конечно, очень радуют. Дети начинают разговаривать, открывают творческие таланты».

Занятие по методике Бороздина состоит из трех взаимодополняющих друг друга блоков: музыка, рисование и общее развитие. Они объединены между собой одной темой. Занятия исключительно индивидуальные, но раз в месяц проходят общие встречи, где малыши могут пообщаться друг с другом.

Предметом гордости Омской школы Бороздина, работающей в на базе Реабилитационного центра «Рассвет», является их театр, актерами в котором становятся не только ученики, но и их родители. «Участие родителей в образовательном процессе – обязательное условие, - поясняет Елена Толпекина. – Многие из них поначалу испытывают шок, отчаяние и не хотят никуда выходить из своей скорлупки, сотканной из горя и безнадеги. Но постепенно они не просто раскрываются, они расцветают: глаза блестят, появляется какое-то занятие, вера в то, что у них с ребенком есть будущее. Сегодня Театр омской школы Бороздина, где актерами являются наши воспитанники и их родители, – особая гордость и мы с удовольствием готовы поделиться нашим опытом, потому что знаем наверняка, насколько это эффективная форма работы».

В Реабилитационном центре «Рассвет», который работает на базе часто-государственного партнерства, в занятиях также используются уникальные нейро-ортопедические реабилитационные пневмокостюмы РПК «Атлант». Костюм разработан профессором Валидой Исановой. Её авторская методика кинезотерапии помогает добиваться значительных результатов в работе с детьми с особенностями развития.

Другая модель организации особой педагогики в Омской области – встраивание Центра обучения детей с особыми образовательными способностями «Золотой ключик» в организационную структуру областной системы психолого-медико-социального сопровождения.

Как рассказала заместитель министра образования Омской области Артемова Инесса, сейчас правительство региона работает над тем, чтобы наладить эффективное межведомственное взаимодействие всех структур, в ведении которых находятся полномочия по работе с людьми с инвалидностью. «Создание подобной структуры как раз дает возможность отработать механизм такого взаимодействия, - поясняет Инесса Геннадьевна, - а первые результаты мы уже можем наблюдать и очевидно, что наш эксперимент удался. Все дети, нуждающиеся в особом подходе, находятся в поле нашего зрения, семьям не приходится бегать по инстанциям – все сосредоточено в одном месте. И самое главное, что помимо работы с детьми, мы еще наладили работу и с родителями. Пока занимается ребенок, работает психолог. Более того, наши специалисты организовали Школу для особых родителей, где преподается даже проектная грамотность. Мы стремимся дать родителям как можно больше информации, чтобы они могли попробовать начать свое дело с учетом особенностей своей семьи».

image-25-01-16-11-51-6.jpgВ Омской области система сопровождения людей с инвалидностью развивается несколько последних лет и главным вдохновителем этих изменений стала президент благотворительного фонда «Дитя Вселенной» Татьяна Синюгина. «Главное в этом деле – цельность, комплексный подход, когда все работают в единой системе, когда все нацелены на один (всеми одинаково понимаемый) результат. И наша цель – не просто улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями, а изменение сознания людей, всего общества. И одним из инструментов достижения этой цели стал наш кинофестиваль «Дитя Вселенной». Фильмы, которые представляются на Фестивале, призваны побудить в зрителе самые глубинные чувства доброты, любви, принятия. И мы ведь пошли дальше – сегодня фильмы-победители Фестиваля используются при проведении классных часов в школах. Результат, конечно, ощущается. Общество начинает меняться, начинает меняться и отношение общества к людям с ограниченными возможностями», - рассказала Татьяна Синюгина.

«Над вопросом повышения социализации детей с особенностями развития и их семей в Иркутске мы работаем уже несколько лет, - говорит Марина Кондрашова, руководитель Фонда «Наследие иркутских меценатов». – И сегодня создание единого информационного центра и центра сопровождения таких семей и их детей является ключевым для иркутского региона. За это время мы изучили опыт многих организаций, многих городов. Эта поездка в очередной раз продемонстрировала, что по нашей стране, как жемчужинки, разбросаны довольно уникальные практики организации работы с особенными детьми. И совершенно очевидно, что необходимо обобщение имеющегося опыта и создание единой системы пожизненного сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья, в которую будут включены все: и государство, и некоммерческий сектор, и бизнес».




Новости по теме:

Фоторепортажи по теме:

Видеорепортажи по теме:



Делая пожертвование,
вы поддерживаете проект
Узнать о проекте больше

Делай добро и говори об этом.
Роберт Кеннеди


Правовая информация Карта сайта

 
©  Наследие Иркутских меценатов