История меценатства в Иркутске
В Иркутске очень рано сложился слой торгово-промышленных людей, но превращение их в подлинную общественную силу, осознание своей роли в обществе и стремление служить ему шло постепенно.
Из разных мест России и Сибири стекались к Иркутскому острогу люди предприимчивые, неординарные, рассчитывающие только на себя, на свою удачу. Привлекало их выгодное географическое расположение города, стоящего в центре пересечения торговых путей с севера и востока Сибири, а также близость к монгольскому и китайскому рынкам. Современники часто воспринимали предпринимателей по внешним проявлениям, мало пытаясь понять их мотивы, морально-нравственные ценности, объясняя любое действие желанием наживы и обогащения. Здесь уместно заметить, что далеко не каждый купец мог считаться предпринимателем. Не всем были присущи деловые качества, трезвый расчет, готовность рисковать и начинать новое дело. Не каждый купец мог осознавать себя частью городского общества и жить его интересами. Воспринимая свое богатство как своеобразную награду и испытание свыше, лучшие представители купечества стремились часть его использовать для общественных нужд, рассматривая это как своеобразную плату за собственный успех. Приобретая со временем профессиональные навыки, чувствуя за собой усиливающуюся с годами экономическую мощь своих капиталов, купцы вырабатывали в себе новую систему нравственных ценностей. В основе ее лежало понятие «купеческая честь», то есть свод правил, регулирующих поведение купца в различных ситуациях и определяющих основные моральные качества. В обществе таких людей нередко называли «совершенный купец». В неписаном городском мнении под этим званием понимался купец не только предприимчивый и удачливый, но и широко известный на общественном поприще, как правило, являвшийся членом городского самоуправления, а нередко и городским головой. Такой купец был обычно хорошо образован, имел собственную библиотеку и собрание картин, непременно посещал театр и вообще слыл знатоком и покровителем искусств. Дом его был известен не только знатными обедами, но и своеобразными приемами, на которые собирались меломаны и любители изящной словесности. Его имя и деяния оставались в памяти горожан, передаваясь из поколения в поколение. Для таких купцов нормой жизни становилось активное участие в благотворительных делах. Участие в делах общества, в работе благотворительных организаций, членство в различных попечительских советах считалось делом государственным и всячески поощрялось местным руководством и правительством. Особо отличившихся купцов ожидали медали и ордена, почетные звания. Следует отметить, что местная администрация старалась пропагандировать подобные начинания, обставляя открытия новых благотворительных заведений торжественно и пышно. Почти в каждом сибирском городе было несколько купцов такого рода, но особенно прославился подобными «совершенными купцами» Иркутск. По всей Сибири были известны книжные собрания, оранжерея и литературные салоны В.Н.Баснина, собрания и приемы в особняках Сибиряковых, Дудоровских, Медведниковых, картинная галерея В.П.Сукачева, уникальная энтомологическая коллекция С.Н.Родионова. Благотворительную деятельность иркутского купечества по своему размаху и объемам можно было сопоставить лишь со столичной. «Иркутск был полон учреждениями, созданными на частные средства, — вспоминал редактор «Восточного обозрения» И.И.Попов, — Трапезников оставил городу 10 миллионов и, кроме того, создал и обеспечил 9-классное промышленное училище; на средства Хаминова содержалась женская гимназия и прогимназия; Ел.Медведникова создала городской банк и сиропитательный дом; Ю.И.Базанова помимо воспитательного дома и других учреждений построила в Иркутске детскую больницу, равная которой имелась лишь в Берлине». Не случайно восемь иркутских предпринимателей за огромные денежные пожертвования в пользу города были удостоены высокого звания «Почетный гражданин города Иркутска». Вручая это звание в 1893 г. А.М.Сибирякову, городской голова В.П.Сукачев отмечал его «особую сердечную отзывчивость, как затратою личного почина и трудов своих, а равно громадными материальными жертвами в делах поднятия народного образования и религиозно-нравственного чувства в народе, а также в предприятиях, имеющих целью поднять и развить экономические силы на благо не только Иркутска, но и всего родного края — Сибири». Слава эти с полным правом можно отнести как к самому В.П.Сукачеву, крупнейшему меценату и общественному деятелю, так и к десяткам иркутских купцов. Традиции благотворительности и меценатства становились смыслом и делом жизни и передавались от поколения к поколению. Многие из купцов как бы стыдились своего богатства, благополучия, испытывали угрызения совести за нищету народных масс, стремились по мере возможности внести посильный вклад в изучение края, развитие просвещения и культуры городского общества. Не случайно один из крупнейших представителей московского купечества конца Х1Х в. П.А.Бурышкин отмечал: «Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета…». Сознавая важность и необходимость развития просвещения, иркутские купцы своими трудами и капиталами немало сделали для того, чтобы превратить город в крупнейший в Сибири образовательный центр. О серьезной заинтересованности купечества в расширении технического образования свидетельствуют крупные пожертвования А.М.Сибирякова и П.А.Пономарева на открытие в Иркутске Высшего технического училища и Технологического института.
Одним из наиболее крупных детских приютов был Базановский, в который ежегодно поступало до тысячи подкидышей. Кроме него в Иркутске действовали Александрийский детский приют и приют императрицы Марии Федоровны. Своим существованием они во многом обязаны были И.С.Хаминову, потратившему на них до 230 тыс. руб. Семейство Хаминовых выделило также средства для открытия в 1894 г. училища ля слепых детей. В Сибири это было первое филантропическое заведение для физически неполноценных детей. Еще одной сферой, пользующейся неизменным вниманием и поддержкой иркутского купечества, было медицинское обслуживание городского населения и поддержка наиболее незащищенных его слоев – престарелых, инвалидов и детей. Начиная с первой Чупаловской, на благотворительные средства были построены и оснащены практически все иркутские больницы. Не случайно все они были названы именами своих основателей. Во второй половине Х1Х в. в Иркутске появились Кузнецовская гражданская больница, Михеевская лечебница, Солдатовская больница для бедных и цеховых, Ивано-Матренинская детская больница, Медведниковская больница для хронических больных. Открытые при участии меценатов учебные и медицинские заведения нередко назывались в народе именами их основателей (кузнецовская и медведниковская больницы, хаминовские женские гимназии, трапезниковское ремесленное училище, базановский приют и т.д.). Но даже на этом фоне выделялись своими многомиллионными вкладами Трапезниковы, Базановы, Сибиряковы, Медведниковы. Деньги вкладывались ими в строительство и содержание больниц, учебных и культурных заведений Москвы, Петербурга, Перми, Томска и, конечно, Иркутска. На протяжении полутора столетий заметное место в жизни иркутского общества играли представители большой купеческой династии Сибиряковых. Среди них были первые летописцы города, общественные деятели, ученые и миссионеры. Многие представители сибиряковского рода остались в памяти иркутян как крупнейшие благотворители и филантропы. Значительные суммы на детские приюты, богадельню для престарелых, городской театр, строительство часовни в честь Св. Иннокентия и другие общественные нужды пожертвовал золотопромышленник и пароходовладелец М.А.Сибиряков. Но еще большую известность своими благотворительными начинаниями и меценатством заслужили его дети Александр, Константин, Иннокентий, Антонина (в замужестве Кладищева). Все они к концу Х1Х в. по разным причинам покинули Иркутск, но, проживая в Москве, Петербурге, на юге России или за границей, неизменно жили интересами своей родины и откликались на просьбы и нужды земляков. А.М.Сибиряков в общей сложности потратил на различные благотворительные проекты более 1,5 млн. рублей. Среди наиболее щедрых его пожертвований – 800 тыс. руб. на устройство народных училищ в Иркутске и губернии, почти 200 тыс. на строительство первого в Сибири университета. На его средства были построены и содержались начальные училища им. А.М.Кладищевой, Казанская церковь, дом призрения им. М.А.Сибирякова. Немалые суммы были отпущены на поддержку иркутской мужской гимназии, городской библиотеке, обществам вспомоществования учащимся Восточной Сибири и учащимся сибирякам в Петербурге. Вдова другого иркутского золотопромышленника А.К.Медведникова весь свой огромный капитал (более 5 млн. руб.) завещала на различные благотворительные нужды в Москве, Подмосковье и Иркутске. В частности, в родном городе на пожертвованные ею средства была построена на берегу Иркута больница для хроников, положившая начало курорту «Ангара». Значительные суммы выделялись в пользу неимущих иркутян, а также различным благотворительным организациям. Значительные качественные изменения в иркутском обществе привели к общей демократизации городского общества. По-прежнему ведущей силой его оставалось купечество, но и в нем произошли заметные перемены. Наиболее активные и социально зрелые его представители успешно сочетали коммерческую деятельность с общественным служением и благотворительностью, жаждали уже «не столько богатства, сколько славы». Необычайного размаха достигло в Иркутске меценатство и благотворительность, причем их направленность была ориентирована на развитие образования и социально-культурной сферы. В городе образуются десятки благотворительных организаций, в деятельности которых участвовали не только купцы и чиновники, но и разночинская интеллигенция. Из среды купечества начинают выходит не только меценаты и общественные лидеры, но и творческие личности – врачи, художники, ученые, публицисты. Можно вспомнить имя писателя, историка и общественного деятеля Н.А. Полевого, врача с мировым именем Н.А.Белоголового, лечившего И.Тургенева и Н.Некрасова, известного исследователя ледников, погибшего в Альпах, А.П.Федченко, А.М.Сибирякова, много сделавшего для изучения сибирской Арктики, и его брата Константина — известного скульптора, и многих других иркутян. «В настоящее время, — писал Г.Н.Потанин в 1885 г. о сибирском купечестве, — начинает появляться класс людей, которых можно назвать благородной буржуазией. Это ряды жертвователей по убеждению, люди, сами принимающие участие в трудах интеллигенции». Подробную информацию о меценатских традициях дореволюционного иркутского общества можно узнать в Музее истории города Иркутска: Франк-Каменецкого, 16А, тел.: 710-422 |
Лучший способ сохранить память о добрых делах - повторять их.
Бэкон
|